Одна из важнейших задач государства как социального института - создание
крепкого, стабильного общества, способного к активной жизнедеятельности и
воспроизводству. Отсюда возросший интерес исследователей к изучению актуальной
проблемы современного государства (равно как и самого общества) с одной
стороны, и поиск более совершенных мер профилактики преступности и борьбы с
правонарушениями среди несовершеннолетних с другой.
Вся жизнь и деятельность современных подростков протекает в условиях
сложного межличностного взаимодействия в официальных и неофициальных группах. С
одной стороны, они живут и действуют в условиях открытости, поскольку являются
членами учебных, общественных и других групп (коллективов), а с другой стороны,
их антиобщественная деятельность происходит в условиях закрытости, поскольку
подростки являются членами возникающих и сложившихся асоциальных групп с
различной степенью криминализации. Все подростки, их учителя, воспитатели,
представители общественности и другие члены общества вступают между собой в
сложные и многоплановые межличностные и межгрупповые взаимодействия.
В настоящее время ведущую роль в деле предотвращения правонарушений
подростков и коррекции их противоправного поведения играет школа. Во многом это
обусловлено тем, что на современном этапе развития образования школа постепенно
становится открытой социально-педагогической системой, распространяющей свое
влияние не только на своих учащихся и их родителей, но и на весь окружающий
социум. Воспитательная работа - неотъемлемая часть всего учебного процесса.
Воспитание необходимо ежедневно, ежечасно, ежеминутно взглядом, жестом,
разговором, взаимопониманием, - только тогда будет результат. Недаром В.Г.
Белинский писал: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти
слова не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещё большую
значимость в наше тревожное и нестабильное время.
Под профилактикой педагоги подразумевают научно обоснованные и
своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных
физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска,
сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей». С
целью предупреждения отклонений (в том числе и противоправных) в поведении
осуществляется комплекс мер социально-психологического, медицинского и
педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия
отрицательных факторов социальной среды на личность.
В нормальных социальных и психологических условиях подросток никогда не
станет преступником. Нельзя забывать, что несовершеннолетние правонарушители –
это обыкновенные дети, которые в результате неправильного воспитания и дурного
примера стали правонарушителями.
Можно сказать – несовершеннолетний преступник стал преступником, именно
потому, что он в свое время не ощутил поддержку родителей, общества,
государства. Исходя из этого и должна строиться профилактика поведения
подростка, которая могла бы ему помочь приспособиться к социальной среде, не
отклоняясь от правовых норм.